Как Китай меняет современную литературу (фрагмент из интервью генерального директора одной малоизвестной платформы по продаже электронных книг) — Есть ли разница в потреблении литературы между российскими читателями и англоязычными? — Я смотрел на статистику, согласно ей разницы в книгопотреблении у нас с Америкой практически нет. Читающий человек — и у нас, и в Штатах — читает по 4-5 книг в год. А вот если сравнивать нас с Китаем, например, то там, конечно, и объем рынка, и суть потребления книги совершенно другие. Во всяком случае, то, что делает Chinareading — это совершенно другая модель. Это модель «social reading», которая мотивирует писателей писать новые короткие главы каждый день, а людей мотивирует читать эти главы, платить за каждую приличные деньги — на наши деньги около 50 рублей. Читатель отходит от формата, ему не нужен роман Пелевина два раза в год, ему нужно, чтобы Пелевин писал каждый день, но короткие статьи, и он готов за это платить. Это, с одной стороны, удивительно, что люди готовы в таком режиме читать и так много платить, с другой стороны, это совсем другой производственный процесс. Это редакторы, авторы, которые работают на ежедневной основе. Фактически нет таких прецедентов в Европе, в Штатах и у нас, чтобы профессиональные издательства работали на такой основе. Электронная книга в этом направлении просто достраивает рынок, чтобы не терять этот огромный кусок пирога. Долгое время электронная книга рассматривалась как продолжение бумажной книги, и доля ее также измерялась от бумажной книги: у вас 5, а у нас 20. Но я разговаривал с китайцами из ChinaReading, когда они в Москву приезжали в прошлом году: «Какая у электронной книги доля от бумаги?». Они вообще только с третьего раза поняли, о чем я спрашиваю, потом сказали, что электронная книга у них занимает где-то 5%. От продаж холдинга, где не продают бумажную книгу, а 95% — это socialreading. И эта мысль отражает то, куда мы идем. Мы фактически трансформируем читательский опыт, не конкурируя, а достраивая. Условно говоря, книга — это что-то круглое, а рынок что-то треугольное, и как бы ни пыталась туда книга впихнуться, как бы не расширялась, уголки все равно останутся. И в зависимости от того, какой формы треугольник, это пространство даже больше может быть, чем книжный рынок. Это то, что ребята и в Китае показывают, и аудиокнига демонстрирует. Источник: https://www.forbes.ru/amp/379073